Какой он, памятник Ахматовой?
- Алина Уклеина
- 19 нояб. 2016 г.
- 4 мин. чтения
Возведение памятника поэтессе Анне Ахматовой напротив тюрьмы «Кресты» планировалось долгие годы: в 1997 был проведен конкурс среди скульпторов на лучшую скульптуру, а за 9 лет до постановки скульптуры ей отвели специальное место на набережной Невы. Около памятника собралось множество символов, так или иначе характеризующих поэтессу как сильную, готовую бороться до конца личность: улица, на которой расположен памятник, названа в честь французского революционера, лидера Французской революции, М.Робеспьера;напротив находится тюрьма, в которой были заключены сын Ахматовой и второй муж, Н.Панин; рядом находится СИЗО № 3, в котором ждал своего наказания ее первый муж - Н.Гумилев, а ранее там сидел Ленин. Очень много символов и знаков, как и в стихах самой Ахматовой. Но это место для нее не просто часть города, это место, в котором были пролиты слезы, это место, где она была матерью, женой и страдалицей, это место, рядом со стенами которого она провела 300 часов, это место, с которыми у нее связаны 17 месяцев ожидания. Это место она завещала в поэме «Реквием» для своего памятника:
«А если когда-нибудь в этой стране
Воздвигнуть задумают памятник мне,
Согласье на это даю торжество,
Но только с условьем - не ставить его
Ни около моря, где я родилась
(Последняя с морем разорвана связь),
Ни в царском саду у заветного пня,
Где тень безутешная ищет меня,
А здесь, где стояла я триста часов
И где для меня не открыли засов.»
Весь этот ансамбль продиктован самой поэтессой, но, как всегда, современность с ее желанием сделать «все для людей» испортила его: пока «Ахматова» готовилась к вечному запечатлению ее страдальческого образа, под площадкой между домами 12 и 14 построили подземную парковку. Теперь памятник имеет и второе, народное название – «Анна на гаражах». Это лишь завуалированная ошибка.
Второй промах: тюрьмы как таковой сейчас нет в «Крестах» - ее перенесли, а на этом месте планируют построить…развлекательный комплекс или отель. Это, несомненно, погубит как архитектурную концепцию, так и образ женщины, выстоявшей долгие месяцы под стенами тюрьмы ради встречи с близкими.
Памятник назван не «Анна Ахматова» или «Поэтесса», а «Оглянувшаяся», что имеет свое трактование. Скульптор Г. Додонова объясняет: «Я многое взяла из мифологии и поэзии. В фигуре Ахматовой заключены и жена Лота, оглянувшаяся и застывшая, как соляной столп, и Изида, идущая по Нилу в поисках тел мужа и сына». Жена Лота появляется и в жизни самой поэтессы, а точнее, в ее творчестве - в стихотворении «Лотова жена». Оно хоть и написано до заключения сына в тюрьму (1922-1924), но имеет многие биографические элементы, связанные именно с этим периодом жизни Анны Андреевны:
«Ты можешь еще посмотреть
На красные башни родного Содома,
На площадь, где пела, на двор, где пряла,
На окна пустые высокого дома,
Где милому мужу детей родила.
Взглянула – и, скованы смертною болью,
Глаза ее больше смотреть не могли»
Анна Андреевна Ахматова будто заранее знает, что будет с ней, она будто видит свою судьбу в Библейском персонаже. Но поэтесса окажется куда сильнее характером, чем Лотова жена, которая не сдержит своего слова и все-таки посмотрит назад. Ахматова знает цену своей ошибки, хотя тоже, находясь под порывом чувств, совершает то, на что решиться ей было очень сложно – письмо к Сталину, а позже и стихотворение о нем.
Галина Додонова утверждает, что скульптура излучает энергетику сильного человека, коим являлась Анна Ахматова. Но, на мой взгляд, фигура больше напоминает нищенку, изможденную и голодную, как девочка на памятнике жертвам голодомора в Киеве. Женщина, изображенная на памятнике, сама похожа на заключенную, хотя ею не была: «И где для меня не открыли засов». Она будто оглядывается на свое прошлое – заключение в тюрьме соответственно.
Хрупкая женщина – это не истинный образ поэтессы. По воспоминаниям близких, весь ее вид показывал ее властность, она всегда ходила, как королева, вспоминает сын Анны Андреевны. И даже у стен тюрьмы, я уверена, она не потеряла своей гордости и творческого величия, артистичности. Она должна вселять в людей веру в будущую лучшую жизнь, ведь не зря в «Вместо предисловия» она описывает обращение одной из женщин к ней: Ахматова действительно казалась человеком, который сможет добиться своего – встретиться с близкими. Скульптура отняла у нее это величие и благородство, которое она не потеряла, даже лишившись всего.
Я не считаю, что женщина на памятнике должна быть больше или толще (мол, сытая): тогда не будут переданы горе и все тяготы, которые ей пришлось пережить. Изможденность должна проявляться не в болезненной худобе и свисающей коже на щеках, а как-то иначе. «И пусть с неподвижных и бронзовых век /Как слезы струится подтаявший снег» - одна из просьб Ахматовой о том, что должно быть на памятнике. В этих строках изображено молодое тело, но никак не женщина, простоявшая 300 часов на улице ветреного Питера. Возможно, даже та «Царскосельская веселая грешница», как называет себя в поэме Анна Андреевна.
Другой момент – скульптура, запечатление мгновения жизни, его увековечивание, мертвость и стойкость – это больше похоже на характеристику поэтессы. Ахматова пишет в своей поэме: «Надо, чтоб душа окаменела». Ее душа и страдания залиты бронзой. Но в скульптуре отражен не только образ поэтессы, но и, как она просила, образ тех женщин, которые так же ждали своих мужчин:
Для них соткала я широкий покров
Из бедных, у них же подслушанных слов.
О них вспоминаю всегда и везде,
О них не забуду и в новой беде,
И если зажмут мой измученный рот,
Которым кричит стомильонный народ,
Пусть так же они поминают меня
В канун моего погребального дня.
У девушки-скульптуры есть живость в глазах – этого не отнять и у самой поэтессы, ей есть, куда смотреть. Она смотрит прямо в камеру мужа (как заключают многие источники, взгляд скульптуры направлен прямо на место, где располагалась камера №7, где находился второй муж Ахматовой). Но она запечатлена в движении, будто она случайно обернулась на тюрьму и сейчас собирается развернуться и продолжить свой путь. Это и есть расхождение с действительностью: Анна Ахматова не отступала.
Памятник был воздвигнут 18 декабря 2006 года – прошло ровно 40 лет со дня смерти поэтессы, а значит, и 40 лет со дня конца ее мучений.
















Комментарии