Рождественское чудо у Чехова вполне реально
- Полина Иваницкая
- 6 дек. 2016 г.
- 4 мин. чтения
«На святках» - небольшой, но емкий рассказ А.П. Чехова, таящий в себе особый смысл, тесно связанный с темой чуда, которое может произойти под Рождество. На первый взгляд, в сюжете нет ничего особенного. Отчетливо прослеживается бессобытийность, характерная для чеховских рассказов. Композиция разделена надвое, в первой ее части – написание письма и его отправление, во второй – получение. Всего два действия, расположенные в хронологической последовательности. Время в рассказе организовано особым образом. В процессе чтения мы ощущаем, что здесь и сейчас старики пишут письмо, в Петербурге его получают и читают. Но в настоящее постоянно вплетаются отголоски прошлого: Василиса вспоминает, как думала по ночам о дочери, какие события произошли в деревне за те 4 года, пока ее не было. Сама Ефимья, рассказывая детям о деревне, как бы возвращается в те счастливые времена, когда она там жила, а Андрей Хрисанфыч вдруг припоминает, как очень давно жена просила отнести на почту письма, но он этого не сделал. Постоянное возвращение к прошлому обусловлено тоской героев о прежних временах, о спокойном «житье» в деревне, вместе, всей семьей.

Чехов создает два пространства: в первой части рассказа – глухая и отдаленная деревня, во второй – огромный город. Тысячи километров расстояния между ними автор умело «изображает» на бумаге, разграничивая текст, чтобы читатель смог действительно увидеть, как на карте, насколько далеки родители от своей дочери. Кроме того, Василису, Петра и их дочь разделяют не только километры, но и годы, проведенные врозь. Родители практически ничего не знают о жизни Ефимьи, даже не уверены, жива ли она: после ее переезда в город «старики жили, как сироты», «точно похоронили дочь».
Герои первой части рассказа – простые люди, жители деревни. Василиса – пожилая женщина, не видевшая свою дочь уже 4 года. Именно поэтому она, занимаясь чем угодно, «все думала об одном»: как живется ее Ефимье, счастлива ли она там, вдали от родителей. Письмо – единственный вариант получения новостей, а еще это своеобразный подвиг для деревенской жительницы, важное дело, которое просто так не совершишь: грамотный человек в деревне только один. Чехов несколько раз подчеркивает неграмотность Василисы. Она по-своему умна и чутка, но она не обучена писать и правильно, грамотно говорить: она не может ни передать чувства в письме, ни высказать свое отношение к неприятному (хотя и грамотному) Егору - «сытому, мордатому парню».
В отличие от жены, «подозрительно и сердито» следящей за Егором, Петр очень доверчивый, простой, верит Василисе, твердящей о необходимости письма, одинаково уверен и в грамотности Егора, и в «целебной силе воды». Не зря Чехов отмечает, что старик «словно слепой», глядит «неподвижно и прямо»: он уповает не на свое зрение, а на слух, и не сомневается в правдивости того, что ему скажут. Он даже и не привык говорить сам – все решает и делает жена. Поэтому и голос у Петра «слабый». Заметна разница поведения супругов после написания письма: Петр считает, что все «гладко», звучит хорошо, и это главное, а Василиса даже замахивается на встретившуюся по дороге собаку: она зла и на себя за то, что не могла ничего придумать, и на Егора, взявшего деньги и написавшего совсем не то, что хотелось старикам.
Вторая часть рассказа показывает нам доселе не известную жизнь Ефимьи в Петербурге. Первый, кого мы встречаем – ее муж, бывший военный, а теперь - швейцар в водолечебнице. Именно он раскрывает письмо, но относится к нему очень равнодушно: отвлекается на газету, не спеша относит его жене, будто и не подозревая о его значимости. Вообще все его движения неторопливы, неспешны, пока дело не касается работы. К ней он относится даже рьяно. Потушив папиросу и «сделав очень серьезное лицо», он бежит к двери, слыша звонок – служба зовет. Интересно, что, начиная читать вторую часть, мы не сразу видим получение письма. Сначала мы сталкиваемся с второстепенным героем - генералом, ведь Андрею Хрисанфычу намного важнее встретить его, правильно выполнить свою работу, чем передать Ефимье письмо, которого она так ждет. Хотя его содержание больше относится как раз к Андрею Хрисанфычу, ведь он военный, и в письме Егор по своему желанию указывает для «сослуживца», будто учит его: «Солдатом называется Перьвейший Генерал и последней Рядовой». Эти слова значат, что забывчивый генерал и сам Андрей Хрисанфыч должны быть равны. Однако на деле оказывается, что второй – швейцар, вынужденный прислуживать высшему по чину. Обращения «ваше превосходительство» и «любезный» в некотором смысле антонимичны и подчеркивают разницу их положений. Герои даже идут в разных направлениях: генерал – вверх по лестнице, Андрей Хрисанфыч – вниз, в свою комнатку. Не зря именно такое письмо Чехов приводит в своем рассказе: он иронизирует над положением героя, который хотя и живет в северной столице, неведомом и огромном городе, но занимает непривлекательную должность швейцара. С генералом он ведет себя любезно, а вот с женой в течение рассказа перекидывается всего парой ничего для него не значащих слов.
Сама Ефимья очень боится мужа – «притихает», когда тот заходит в комнату, несмотря на то, что письмо вызвало у нее бурю эмоций. Однако в нем даже не было упомянуто никаких событий, Егор привел лишь пункт из военного устава. А разве Ефимье важно, что именно написано? Она «дрожащим голосом» читает, ей достаточно нескольких строк с формальным приветствием, написанным словно по образцу, и она «заливается слезами». Главное для Ефимьи то, что родители живы и помнят о ней. Кажется, она сердцем чует, что ее мать совсем не то хотела сообщить, угадывает ее мысли и понимает, что очень скучает: с любовью описывает своему ребенку и снег, и поле, и «добрых, жалостливых» дедушку с бабушкой. Ей не нравится жизнь в Петербурге, она в сердцах восклицает: «Унесла бы нас отсюда царица небесная!». Ефимье ближе жить «душевно», «бога бояться», ходить в «церковочку», как в ее родной деревне.
Мотив общения, взаимодействия находящихся в разных уголках страны людей пронизывает весь рассказ «На святках». Герои сумели хоть как-то «поймать» связь: пусть Василиса и не знает, дошло ли письмо до дочери, но Ефимья наконец-то сумела получить известие от родителей, убедиться, что они живы. Несмотря на абсурдное содержание, письмо для обеих сторон – это «ниточка», которая соединяет их жизни, несколько лет назад отделившиеся друг от друга. Важность не в смысле слов, а в наличии письма, способного связать родственников через несколько лет. Само название рассказа подсказывает, что должно случиться какое-то замечательное событие, ведь перед Рождеством возможно все. И чудо действительно происходит: родители наконец могут сообщить Ефимье хоть что-то, подтвердить, что они все еще живы и помнят ее. Она, в свою очередь, получая письмо, может быть уверена, что не одинока, что еще осталась надежда возобновить «контакт» с ее родной деревней.










Комментарии